ГлавнаяСведения об образовательной организации
Телефон доверия
Год экологии в России
Управление образование

РИП

«Утверждаю» Директор _______ Донгак Х.О. ПЛАН региональной инновационной площадки МБОУ СОШ с. Аянгаты Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Время работы в режиме ИП: 1 –ый год Этап: Вхождение в эксперимент Содержание работы Сроки Исполнители, ответственные Формы представления работы Оргнаизационно-управленческие аспекты Комплектование группы учителей - экспериментаторов 12.09.2014 Администрация Проведение педагогического совета и родительского собрания по организации ЭР в школе 20.09. Директор Организация обучения экспериментаторов (повышение профессиональной компетентности через систему обучающих семинаров и консультаций) В течение года Администрация Организация поддержки и сопровождения ЭР: • научно-методического • информационного • материально-технического В течение года Руков. РИП Исследование социальной сферы учащихся и их семей, их потребностей и ожиданий Сентябрь октябрь Шокар О.Б. Контроль хода экспериментальной работы В течение года Администрация Научно-методическое сопровождение Организация работы творческих групп Вхождение в ЭР, принятие целей и задач, поэтапное планирование эксперимента на 3 года сентябрь Рук. РИП Консультирование учителей-экспериментаторов В течение года Разработка и апробация учителями –экспериментаторами дидактических методик по проблеме о защите природу Март 2014 Руков. РИП Разработка и организация информационно-продуктивного пространства школы (ЦОР, интернет-обучение) В течение года Донгак В.Д. Подготовка отчетных материалов (самоанализ каждого учителя –экспериментатора, творческих групп, школы) Май Администрация Подготовка итоговой конференции по результатам 1-го года ЭР май Рук. РИП ЭР учителей Освоение методики организации формирования и развития экологической культуры учащихся , проектной и исследовательской деятельности в УП В течение года Руков. РИП Проведение углубленной диагностики по ЗУН экологической культуры учащихся В течение года Администрация Разработка и подготовка учебных проектов в урочной и внеурочной деятельности В течение года Шокар О.Б. Разработка Положений летней практики учащихся, кабинета экологической культуры в школе Май, июнь Шокар О.Б. Методический анализ результатов и хода учебных проектов Май Руков. РИП

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Аянгаты _____ Донгак Х.О.___ ПЛАН работы по экологическому образованию обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе с. Аянгаты на 2014-2015 учебный год ЦЕЛЬ: Воспитание человека, способного решать проблему оптимизации в системе природа и общество. ЗАДАЧИ: Экологическое просвещение и воспитание школьников через организацию бесед, чтение лекций, круглых столов, экскурсий и других форм по выбору учащихся и педагогов. Популяризация идей защиты окружающей среды через стихотворение, рисунок, сочинение, листовку и другие виды творчества. Внесение реального вклада в дело охраны природы. Выявление санитарного и экологического состояния территорий закрепленных за школой №1, проведение работ по описанию природных объектов, их благоустройству и охране. Экологизация учебных предметов для обеспечения оптимального усвоения специальных предметных знаний. Экологизация процесса воспитания учащихся для развития творческой, познавательной, организационной и пропагандистской деятельности. № пп Содержание и механизмы реализации Сроки Ответственные I. Взаимодействие с администрацией 1.Назначение ответственного за экологическое образование в школе 2.Утверждение плана по данному направлению 3.Составление и утверждение сметы Сентябрь Директор школы II. Работа с педколлективом. 1.Создание инициативной группы из учителей-предметников, руководителей ШМО и составление плана работы 2.Ознакомление с планом работы по экологическому образованию педколлектива на совещании при директоре 3.Реализация плана через содержание учебно-предметных программ; • помощь учащимся в написании реферативных, научно-исследовательских работ, экологических проектов • экологизированные интегрированные уроки; • подготовка лекторских групп; выступление агитбригады • написание сочинений, подготовка чтецов • проведение экологических субботников • организация тематических выставок; • проведение экологизированных классных часов, экскурсии, вечеров Сентябрь Октябрь I четверть В течение года В течение года В течение года В течение года Сентябрь – ноябрь, Апрель - август Ооржак Е.С. Шокар О.Б. Инициативная группа Учителя - предметники Учителя - предметники Ооржак С.С. Саая Ч.У. Учителя русского языка, литературы Ооржак С.С. Администрация школы Классные руководители В течение года III. IV. V. Работа с учащимися : 1.Работа кружка « Юный эколог» 2. Фотографирование и видеосъемка всех тематических мероприятий; 3.Организация и проведение творческих конкурсов для школьников: • конкурс рисунков • конкурс поделок из бросового материала • участие в операции «Синица», «Кормушка», «Елочка», «Первоцвет», «Осторожно - клещ» • конкурс по оформлению плакатов • конкурс «Быта» (на турслете – разбивка лагеря, правила поведения в природе, использование природных ресурсов) • конкурс фоторабот «Природа в объективе» с 7-11 классами; • игра «Экоколобок» для нач. кл. 4. Практическая деятельность: -озеленение классных комнат и закрепленных рекреаций школы за классом; • экологические субботники: посадка цветов, оформление клумб обрезка, вырубка деревьев, уборка мусора, перекопка газонов, клумб • экологический десант в Березовую рощу • экологический десант (изучение берега реки Аянгаты ) • проектировочная работа по изучению состояния улиц • проект благоустройства территории вокруг школы 5. Пропаганда природоохранных знаний: • публичная защита рефератов, проектов, экологические классные часы; • подготовка и выступление лекторской группы «Эколог» в 5-7 • освещение результатов экологической работы в школьной газете «Многоточие…» • оформление экоуголка (со сменной информацией) 6.Проведение массовых мероприятий: • Праздник осени 1-4 кл.; • эколого-туристический общешкольный слет 1-6 классов • «Знай и люби свой край, город» игра для 7-8 классов • «Экологические катастрофы» диспут 9-11 классов Работа с родителями: 1. Помощь родителей в благоустройстве и озеленении территории школы 2. Помощь в изготовлении кормушек 3. Оказание помощи в организации и проведении походов выходного дня, слетов, экскурсий в природу, тематических и классных, общешкольных мероприятий Работа с социумом: 1.Экскурсии на станцию юннатов. Знакомство с кружками, посещение тематических мероприятий. 2.Экскурсии на природу (руководитель Начын Г.Т.) 3.Посещение мероприятий в сельской библиотеке (согласно плану) 4. Экскурсии в городской краеведческий музей. 5. Участие в кожуунном экологическом празднике в «Гармонии с природой и с собой». 6. Участие в конкурсе проектов по благоустройству территории с. Аянгаты 7. Контроль за реализацией плана В течение года В течение года В течение года В течение года Сентябрь - декабрь Сентябрь - декабрь В течение года Сентябрь - декабрь Сентябрь - октябрь Сентябрь - декабрь Январь - май В течение года Сентябрь В течение года Сентябрь-октябрь Сентябрь, октябрь В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Сентябрь - октябрь Сентябрь Октябрь Сентябрь В течение года Ноябрь - февраль В течение года Ооржак Е.С. Ооржак Ч.Х.валеолог. Монгуш Ч.Х. Донгак В.Д. Информационный центр Ооржак Б.К. Шокар О.Б. Руководитель РИП Классные руководители Классные руководители Классные руководители Шокар О.Б. Классные руководители Шокар О.Б. Малафеева Р.А. Учителя - предметники Шокар О.Б. Учителя-предметники Организаторы Ооржак Е.С. Шокар О.Б. Организаторы Организаторы Организаторы Администрация Классные руководители Классные рук-ли Администрация, классные руководители Классные руководители классные руководители Шокар О.Б. Администрация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. АЯНГАТЫ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2014-2017 гг. ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: Донгак Х.О. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Халбы М.О., учитель биологии МБОУ СОШ №1 г. Кызыла, аспирант ТывГУ. Актуальность проекта Экологическая безопасность является важнейшей составляющей государственной безопасности. Понять масштабность происходящих в окружающей среде изменений может только экологически грамотный человек. Ведущую роль в экологической безопасности общества, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззре¬ния, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваи¬ваются на практике экологические нормы и требования. Одна из важных проблем экологического образования учащихся, которая продолжает оставаться акту¬альной, - формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному уча¬стию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Процесс формирования экологической культуры в основном, идет в Российской системе образования, через изучение отдельных экологизированных курсов, зачастую не связан¬ных с практической деятельностью по выявлению, предупреждению и решению эколо¬гических проблем, улучшению состояния окружающей среды. Исследования теоретико-методологических основ формирования экологической культуры в общеобразовательной школе в основном направлены на естественнонаучные предметы и дополнительное образование учащихся, что недостаточно для полной сформированности экологической культуры учащихся в школе. Для достижения существенных результатов необходима постоянная, систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся с самого разного возраста – от начальной школы до старшеклассников на основе осуществления межпредметной связи. Эффективным инструментом для этого может стать практико-ориентированная деятельность учащихся по разным предметам. Вместе с тем ФГОС требуют введения практико-ориентированной деятельности на всех ступенях общего образования. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностью в модернизации содержания и технологий школьного эколо¬гического образования, результатом которого является высокая экологическая культура и доминированием в педагогической практике ориентации на формирование теоретических знаний, которая способствует слабую готовность учащихся к экологической деятельности. В нашей школе, расположенной в непосредственной близости к государственному природному заказнику «Аянгаты», мы имеем возможность формировать экологическую культуру на основе практико-ориентированной деятельности учащихся через непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты, полевые исследования, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения, опыт и полевые исследования учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Авторы предполагают, что наблюдения, опыты, эксперименты – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при формировании экологической культуры, путь, который помогает превратить знания в убеждения. Также решение данной проблемы будет способствовать развитие у учащихся надпредметных умений, навыков, деятельностного подхода в обучении, исследовательской, проектной и социально-значимой деятельности. Окрестность села и природный заказник «Аянгаты» очень привлекательная местность в обучении и воспитании экологической культуры учащихся. Среди особенностей ландшафтов следует отметить существенную ландшафтно-экологическую неоднородность территории, которая определяет большое разнообразие растений и животных. В связи с этим местность является превосходным модельным объектом для формирования экологической культуры учащихся. Чтобы сформировать экологическую культуру учащихся на основе практико-ориентированной деятельности, появилась необходимость решения следующей проблемы: поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающее формирование экологической культуры у учащихся. Для решения данной проблемы была проведена диагностика сформированности экологической культуры участников образовательной среды. Результаты диагностики показали, что, для подавляющего большинства школьников наиболее привлекательными являются экологические исследования в природе, а также выявление местных экологических проблем и содействие их решению. Однако интерес к практической деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды (например, способы экономии природных ресурсов в быту), проявляют около 65 %. Подавляющее большинство опрошенных (до 80 %) хотели бы внести личный вклад в решение экологических проблем, но 60 % не знают, рак это сделать. На вопрос, что важнее обеспечить, экономический рост или защиту окружающей среды, 45 % считают, что оба направления одинаково важны, 20% – за экономический рост, 35 % – за охрану окружающей среды. Также по эколого-краеведческому направлению, педагоги уже имеют опыт работы с научно-исследовательской деятельностью учащихся - учащиеся занимают призовые места на республиканском этапе НПК «Шаг будущее». Все эти данные показывают, что учащиеся и учителя школы готовы изучать и реализовывать концепцию формирования экологической культуры, которая нацелена на практико-ориентированную деятельность учащихся. Цель проекта: создать необходимые условия для формирования экологической культуры учащихся на основе практико-ориентированной деятельности. Задачи проекта: 1. Разработка модели школы по формированию экологической культуры учащихся на основе практико-ориентированной деятельности; 2. Создание для педагогов условий по овладению технологиями, методиками, способствующими формированию экологической культуры учащихся; 3. Разработка комплексных методик диагностики уровня экологической культуры учащихся; 4. Установление теоретического обоснования и эмпирической апробации технологий, методик формирова¬ния экологической культуры учащихся на основе практико-ориентированной деятельности. Объект исследования - экологическая культура учащихся. Предмет иссле¬дования - процесс формирования экологической культуры учащихся на основе практико-ориентированной деятельности учащихся. Гипотеза: если мы реализуем программу по формированию экологической культуры на основе практико-ориентированной деятельности учащихся, то в конечном итоге создадим образовательную среду, где участники владеют на высоком уровне экологическими знаниями, мышлением и культурой в повседневных поступках как потребность человека. Для решения поставленных задач будут использованы совокупность взаимодополняющих методов исследования: изучение научных и нормативно-правовых источников, форми¬рующий экологическую культуру, опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, гербаризация, геоботанические описания, экологический мониторинг, методика определения морфологического анализа и определения растений, животных, методы экологического туризма и информационно-технологические технологии. Ожидаемые результаты: 1. Создание модели школы по формированию экологической культуры учащихся на основе практико-ориентированной деятельности; 2. Создание программ и методик учебно-воспитательной работы по экологическому направлению; 3. Создание банка данных исследовательских работ учащихся; 4. Разработка комплексных методик диагностики уровня экологической культуры учащихся; 5. Создание фонда гербария флоры окрестности села и природного заказника «Аянгаты»; 6. Разработка электронной книги по флоре и фауне заказника «Аянгаты». Научная новизна заключается в том, что школа рассматривается как среда, способствующая формированию экологической культуры у учащихся. Практическая значимость проекта заключается в разработке программ элективных курсов, практических рекомендаций по организации процесса формирования эколо-гической культуры в современных условиях, детских объединений (кружков, клубов), летнего экологического лаге¬ря, учебных экологических проектов, заданий практической части олимпиады школьников по эко¬логии и биологии, которые используются в практике образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей. Реализация целей и задач формирования экологической культуры возможна при создании в школе целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам: начальной (I-IV) классы), основной (V-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Начальная школа (учащиеся 1-4 классов): У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. Основная школа (учащиеся 5-11 классов): Основной школе принадлежит особая роль в развитии экологической культуры. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы на этом этапе имеет практически-ориентированный характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях, природоохранных мероприятиях, экскурсии в Ботанический сад ТывГУ. Изучение почвы, осадков и воздуха с помощью биоиндикационных методов: по кресс-салату, по лишайникам, по составу почвенной и водной фауны беспозвоночных. Осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся. Этапы реализации проекта: Организационный этап (2014 – 2015 гг.). Разработка новой модели школы по экологическому направлению. Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по экологическому воспитанию, выявление проблем и анализ воспитательной системы школы. Изучение и освоение, педагогами, методик составления программ дополнительного образования, внеурочной деятельности, элективных курсов, кружков, клубов и исследовательских работ. Разработка маршрутов исследовательских проектов на карте (маршрут экотропы, определение профильных участков). Составление плана мероприятий по реализации проекта. Основной этап (2015 – 2016 гг.). Реализация программы, создание модели по формированию экологической культуры на основе практико-ориентированной деятельности школы и ее апробация. Подбор методик для диагностики деятельности школы по новой модели. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей. Создание экологического паспорта кабинетов, пришкольного участка. Оформление материалов полевых исследований для банка научно-исследовательских работ. Обработка материалов и перевод на электронный формат. Отбор материалов к созданию фонда гербария видов растений и отбор материалов для электронной книги растений и животных. Проведение конкурсов, акций, конференций, смотров экологического направления. Участие в конкурсах, конференциях различных уровней. Сотрудничество с Ботаническим садом ТывГУ. Заключительный этап (2016 – 2017 гг.). Соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ полученных результатов. Подведение итогов экспериментальной работы, систематизация и обобщение опыта работы (подготовка публикаций о ходе и результатах опытно-экспериментальной деятельности). Выпуск электронных книг по флоре и фауне окрестности села и заказника «Аянгаты» и сборника научно-исследовательских работ учащихся. Критерии оценки качества реализации проекта 1. Углубление и расширение теоретических и научно-практических экологических знаний; 2. Формирование у учащихся экологического мировоззрения; 3. Формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры в повседневную норму поступка; 4. Повышение интереса у учащихся к школе как среде с повышенной экологической культурой; 5. Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в школе; 6. Повышение методического уровня по экологическому образованию всего педагогического коллектива. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии. Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим образованием». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Поиск по сайту
Русский язык в Туве
Телефон доверия к ЕГЭ
Обратная связь
Губернаторский проект
Система ротаций
Список педагогических работников МБОУ СОШ с....
Открыть раздел Персональный состав педагогических работников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ СОШ с....
Открыть раздел Учебный план
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2013 г....
Открыть раздел Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних